17 Июнь 2012
Просмотров: 2048

"Голландская болезнь" российского футбола, или Улетучивающиеся голландцы.

Сначала я хочу признаться в искренней и до сих пор неиссякаемой любви к Голландии, к голландскому футболу и к искусству королевства Нидерландов. К выдающейся стране, где свобода, эстетика и профессионализм являются такими осязаемыми и подлинными ценностями. Я прекрасно понимаю Петра Первого, выбравшего это королевство и его мастеров в качестве образца для России, рвущейся из хаоса и произвола навстречу европейской цивилизации. Я полностью разделяю то пронзительное наслаждение, которое с неизбежным страданием и космическим просветлением испытывал Андрей Тарковский, созерцая полотна больших и малых голландцев. У меня до сих пор слёзы непоправимой печали и почти детского восторга наворачиваются на глаза от великолепной "серебряной" игры, от того самого "тотального футбола", команды Михелса и её главного героя, футбольного Тиля Уленшпигеля, то бишь Йоханна Кройфа.
Впрочем, заканчивающийся "голландский период" футбола российского навевает ассоциации совсем другого, гораздо более ироничного рода. Авантюрно-плутовского, мольеровского и даже гоголевского. И хотя Чичиков небескорыстно "коллекционировал" мёртвые души русских крестьян, а голландцы в постсоветскую Россию эпохи нефтегазовой стабильности приезжали вполне себе живые и здоровые, нечто общее между персонажем поэмы Гоголя и собирательным образом российского олигарха и его компании явно присутствует.
Голландия, вне всяких сомнений, до последнего времени была великой футбольной страной. А подготовка юных футбольных талантов, ставшая едва ли не технологией и индустрией, по праву снискала королевству Нидерландов заслуженную и достойную для подражания славу. Однако есть голландцы и голландцы. И всякий голландец в безусловной роли футбольного учителя и пророка может предстать лишь в сознании мифологически мыслящего и вполне дремучего нувориша. Или талантливого комбинатора. Или одаренного авантюриста-афериста...
Мне вспоминается чистосердечный (правда, за бюджетный счет) порыв бывшего губернатора Самарской области в одночасье реформировать сельское хозяйство подведомственного ему края. Для чего в доисторическую заволжскую сельскую глубинку он за очень большие деньги привёз королевских голландских коров. Коровы чувствовали себя в наших своеобразно инфраструктурных палестинах, как коровы на льду. Через несколько лет пиар-политических изнурений милые голландские травоядные существа вымерли вместе со всем своим болезным потомством, а выдающийся сельскохозяйственный реформатор переместился из губернаторского кресла в сенаторское...
"К нам приехал, к нам приехал Гус Иваныч дорогой!"... Простим балалаечников, медведей и цыган в солдатских ушанках, окруживших в фольклорно-кабацком раже выдающегося нидерландского специалиста, сумевшего вывести сборную России в полуфинал чемпионата Европы 2008 года. Однако лубочный восторженный идиотизм, охвативший футбольно-политический российский бомонд после разгромного поражения, нанесённого будущими победителями Евро под водительством Луи Арагонеса русскоязычным воспитанникам счастливчика Гуса, открыл блистательные возможности для голландского десанта в футбольные школы благодарной и бесконечной евроазиатской державы.
Сразу оговорюсь, что самоуверенно-самовлюбленный маленький Дик Адвокат, с зарплатой в 7 миллионов долларов опозорившийся только что на Евро-2012 (равно как и главный тренер сборной Голландии Берт Ван Марвейк с зарплатой в четыре раза меньшей), пусть и попал в 2006 году в самый "газовый" клуб страны, но до того, как встал у руля нашей сборной, всё-таки был за пределами тотального "голландского угара", рожденного фантастическим успехом Хиддинка. Особенно после стыдного поражения сборной Израиля и спасительной для нас победы хорватов над англичанами. Именно тогда в России оказалась практически дюжина голландских детско-юношеских тренеров, призванных в обозримый отрезок времени превратить  нашу страну в заповедник футбольных талантов европейского качества.
Сам же Гус грозился даже написать стратегию развития футбола в России, то есть стать то ли Гусом-красным солнышком, то ли Кириллом и Мефодием в одном лице для новой футбольной культуры России. Увы, где та футбольная азбука, она же долгоиграющая система подготовки футболистов, никто вам вразумительно не скажет. Меж тем контракты голландских наставников юных "академиков" были (и еще есть?) вполне сопоставимы с контрактами приличных игроков российской премьер-лиги и в разы превосходящими их скромные зарплаты на замечательной исторической родине.
Я должен немедленно отказаться от всяких обвинительных обобщений. А вдруг у Нико Лабома в школе московского "Динамо" или у Йеле Гуса и Михела Нордейка в столичном ЦСКА получилось нечто уникальное и удивительное, нечто соизмеримое с эффектом Филиппа Филипповича Преображенского, и мы уже вскоре будем потрясённо лицезреть целую плеяду новых российских талантов, которые в составе национальной нашей сборной станут блистать на чемпионате мира в 2018 году. Но вот за тем, насколько эффективно и профессионально трудились на должности спортивного (технического) директора Луи Куллен и на посту его первого помощника Роланд Вроманс в Академии имени Юрия Коноплева в поселке Приморский под Тольятти, я мог наблюдать достаточно непосредственно.
Напомню, что эта школа была первоначально построена и создана на деньги фактически одного человека - Юрия Петровича Коноплева. Детский футбол стал для него идеей фикс, мечтой и главным оправданием его непростой и противоречивой жизни нового русского бизнесмена, чуть ли не религией. А собственно тренерский коллектив и мальчишек со всей страны собирал заслуженный тренер России Сергей Успенский. Тот самый, что на рубеже ХХ и ХХI веков открыл для большого футбола Александра Анюкова. У Успенского был большой недостаток - он учился не у великих голландцев, а у заслуженного тренера СССР, бывшего главного тренера скромных, но очень задиристых "Крыльев Советов" 1960-х Виктора Карпова. Тем не менее, костяк юношеской сборной России, ставшей чемпионом Европы в 2006 году, был воспитан и вырощен именно Успенским и приглашенными им тренерами. Мальчишки той формации - Савенков, Бородин, Горбатенко, Рыжов, Щербак, Дзагоев (открытый тренером Академии Осинькиным), Федоров, Песегов, Стаин, Власов, Юсупов - до сих пор являются визитными карточками любимого детища Коноплева. Интересно, что Дзагоев и Юсупов чемпионами Европы тогда не стали и были лишь одними из очень яркого, до конца еще не реализованного поколения коноплёвцев.
В 2006 году, вскоре после триумфа своих мальчишек, Юрий Коноплёв скоропостижно скончался. Построенная им инфраструктура (12 полей, манеж, гостиница-интернат) были на тот момент едва ли не лучшими в стране. Над Академией нависла угроза банкротства, но, к счастью, финансирование ставшей знаменитой школы взяла на себя Национальная академия футбола Романа Абрамовича.
За два года (с 2006 по 2008) в Академии подросли и другие вундеркинды: Фильцов, Столяренко, Дудиев, Делькин, Коротаев, Иванников... А в 2008 году "исправлять" положение приехал - к нам приехал, к нам приехал - помощник по ПСВ самого Хиддинка Луи Куллен. А на помощь ему через год прибыл и Роланд Вроманс.
И снова оговорюсь. И Луи, и Ролланд очень приятные, вежливые люди. Они с большим удовольствием посетили Музей самарского футбола, всегда с улыбкой встречали гостей в самой Академии, почти всегда были готовы к дружеской беседе...
Но вот что занимательно. За четыре без малого года они не открыли ни одного дарования. А на периодически проводимых ими на базе "коноплёвки" семинарах и конференциях на экран проецировались фотографии Дзагоева и Юсупова, призванные иллюстрировать с нетерпением ожидаемый "голландский эффект". Тренеры Академии со стыдливой улыбкой прятали глаза, слишком хорошо зная, что голландские учителя футбола имеют такое же отношение к воспитанникам 1989-1992 годов, как Остап Бендер и Шура Балаганов к лейтенанту Шмидту...
Впрочем, у Луи и Ролланда всегда были с собой толстые тетради со схемами и упражнениями, а приезжающие перенимать их фундаментальный опыт иногородние детские тренеры, равно как и свои и академические, могли услышать мудрые и тонкие сентенции носителей высшего знания. К примеру, Луи открывал глаза, души и мозги "семинаристов" тонкими замечаниями о том, что " футбол - это игра двух команд по 11 человек", "в футболе нет мелочей и второстепенных моментов", "надо развивать индивидуальные способности учеников, прививая командные качества" и "каждое упражнение доводить до конца, понимая, зачем оно". Начинающие и уже не очень начинающие тренеры полностью соглашались с Луи, что "инфраструктура должна быть, как у "Челси" и "Барселоны", что "тактическая подготовка должна быть синхронной с технической и психологической", а также - воистину глубокая мысль - что "надо использовать все последние достижения спортивной медицины" и, конечно, что "именно схема 1-4-3-3 позволяет наиболее полно раскрывать возможности игроков".
В 2011 году Куллен и Вроманс благополучно вернулись на свою Родину. А новый спортивный директор Сергей Овчинников почему-то ёрнически заметил, что Академия много приобрела с отъездом голландских учителей-методистов. Наверное, он это зря. Может, это у него что-то своё, субъективное. Хотя всё-таки вряд ли. Ведь приглашение Адвоката стать тренером вратарей сборной России накануне Евро-2012 принял он с искренней радостью...
Я не буду делать никаких далеко идущих выводов. Не буду утверждать, что моду на голландцев давно уже сменила мода на испанцев. Но последних, слава богу, пока не выписывают партиями склонные к легким универсально-глобальным решениям футбольные олигархи и их плутоватые советчики. Я даже не буду подсчитывать выброшенные на милые и правильные сентенции из голландских уст миллионы долларов, которые могли бы несколько модернизировать детско-юношескую и нищую футбольную инфраструктуру в той же Самарской области. И защищать отечественный детско-юношеский тренерский цех тоже не буду. Хотя и грустно, что отдельные первоклассные наши специалисты были переведены в номенклатуру "второго сорта".
Для меня очевидно лишь одно - шесть "тучных" нефтегазовых лет российского футбола пошли под хвост тем самым голландским коровам, о которых я вспоминал в начале своих заметок. И стратегии развития футбола в России как не было, так и нет, если не считать благоглупой маниловщины и своих разрозненных (иногда весьма эффективных, как спартаковская академия) футбольных центров. И целостной системы нет. И откровение, бывшее одному очень большому футбольному чиновнику, что Россия в 2018 году станет чемпионом мира, искупается только тем, что он забыл упомянуть вид спорта, в котором сие счастье непременно сбудется...

P.S. А "голландской болезнью" хронически страдает не только и не столько отечественный футбол, сколько его спонсоры. Ведь «голландская болезнь» или "эффект Гронингена" - это парализующая развитие реакция, вызванная укреплением реального курса национальной валюты, связанного, если верить энциклопедическому словарю, "с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей и последующей деградацией производственных и интеллектуальных страт экономики". Эта пресловутая "болезнь" приобрела свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году.
Я всё-таки надеюсь, что от второй - футбольной - "голландской болезни" мы уже излечиваемся. Особенно после стыда, испытанного болельщиками от работы двух главных тренеров из Голландии на Евро-2012. Но пока страшно жестокого для бездельников и небескорыстных демагогов обрушения цен на нефть и газ не произошло. А отечественный футбольный организм, ослабленный ядовитой хворью, уже просит нового наркоза, снотворного и очень легко может заразиться очередной беспощадно затратной инфекцией...